Внимание! Список субъективен и основан на личном опыте и мнении автора.
1. Обещания и гарантии
У бизнеса есть только один критерий эффективности — продажи. В нашем случае — лиды. В чем отличие, спросите вы? Все просто.
Лид — это целевое действие: звонок, заполнение анкеты, предоставление e-mail, переход на страницу и т. д.
Не всегда лид переходит в продажу, и в этом не всегда вина СММщика. Возможно, плохо сработал отдел продаж или сайт не закрывает возражения, а еще в офисе могут банально не взять трубку или на складе не окажется нужного товара.
Был в моей практике вот такой случай.Попросили настроить разовую РК на сайт. Чтоб, значит, с лидами. Со звонками. Я набрала телефон рекламодателя, чтобы проверить коммуникацию: как снимут трубку, как расскажут об услуге, что предложат в дополнительную продажу. Но… я не дозвонилась. Ни через час, ни через два, ни через три. Вести РК на сайт я отказалась — это был бы просто слитый бюджет.
Все, что будет предлагать и делать специалист, будет настроено на продажи. А предложить он может: создать или изменить страницу, что-то дополнить, что-то убавить, но всегда это будет аргументировано именно продажами, а не «красотой».
2. Тестовое задание
Простое. За сложное и громоздкое специалист не возьмется — времени жалко. Но оно и не нужно, чтобы оценить уровень его компетенции.
Ищете копирайтера? Пусть напишет текст примерно на 500 знаков на заданную тему. Уже будут видны и связность мысли, и грамотность, и общее владение словом. СММщика? Покажите аккаунт, пусть расскажет в 2-3 словах, что следует изменить и зачем. Директолога? Задайте пару вопросов по теме.
Вывод: хороший специалист и «на коленке» сможет прикинуть какую-то базовую стратегию или написать более-менее годный пост.
3. Цена
Вот тут все интересно.
К сожалению, даже заплатив нормальную цену, есть шанс нарваться на не очень умелого СММщика. А вот при маленькой цене этот шанс усиленно стремится к 100 %.
Если у вас небольшой бюджет и не слишком сложные требования, можете потратить время и повыбирать среди талантливых новичков, которые собирают портфолио и много не просят. Но учтите, времени на отбор, хоть сколько-нибудь стоящего специалиста, вы потратите уйму.
Вывод: либо деньги и хороший специалист, либо время и талантливый новичок. Зависит от финансовых возможностей. Я же понимаю, что у малого и микробизнеса нет возможности выделить много ресурсов.
Есть отличные специалисты и среди выпускников курсов, но опять же, это говорит только о самом человеке, а не о том, что волшебный курс делает из любого студента СММщика-супергероя, поднимающего таргет одной рукой, а второй спасающего гибнущий аккаунт.
2. Пол, возраст, место жительства
Если вам нужен сотрудник на удаленку, то это очень незначительные параметры. Важны только компетенция и результат. Хотя, конечно, бывают случаи, когда нужны «мужская» или «женская» точки зрения. Однако думать, что какой-то пол умнее, а место жительства влияет на знания, неверно.
Наверное, вынесу ещё такое аспект, как этика. Хороший специалист не будет отзываться плохо о своих клиентах или как-то им вредить. Не будет использовать в корыстных целях конфиденциальную информацию. Не будет делать что-то, порочащее имя клиента и компании.
Понимаю, ситуации бывают всякие и некоторые явления требуют разглашения, например, невыплата зарплаты, нанесение материального или морального ущерба, урон репутации сотрудника, но это разговор особый.
Вывод: идеальный СММщик, это человек, настроенный на результат, а не на «красоту», который может подтвердить свой опыт и хотя бы немного разбирается в специфике вашего бизнеса. А еще он сходен с вами по темпераменту и обладает высокими моральными принципами. Но и цена такого специалиста будет немаленькой. Что ж поделаешь.
При небольших бюджетах и несложных задачах можно поискать талантливого новичка. Времени это займет больше, но деньги экономит.