Чат-боты — это программы, которые автоматически генерируют сообщения по определенным сценариям. Последние зависят и от целевой аудитории, и от поведения пользователей: их реакции и ответов на сообщения.
Обработка входящих обращений ботами эффективно разгружает отдел продаж, техподдержку или колл-центр. С помощью программ также можно рассылать полезные материалы и информировать о новых предложениях, продавать несложные товары и услуги, запускать учебные онлайн-курсы.
Чат-бота обычно разрабатывают на Python. Но если у Вас нет нужных навыков, времени или бюджета, можно сделать его самостоятельно, не написав ни строчки кода. О том, как создать чат-бота с помощью конструктора и какие возможности предлагают популярные сервисы, — расскажу в статье.
Лучшие конструкторы чат-ботов в Telegram
Если Вы сталкивались с nocode-платформами вроде Тильды или Unisender, то работа в конструкторе чат-бота не вызовет затруднений. Конструктор — это сервис, построенный по принципу визуального проектирования из элементов, блоков и модулей. В нем также можно редактировать под свои задачи существующие шаблоны.
Я протестировала 7 разных программ и заметила один важный момент. Хотя их основной функционал схож, почти все конструкторы специализированы под определенные задачи и даже бизнес-нишу. Поэтому при выборе варианта из таблицы ниже всегда отталкивайтесь от нужд компании.
Сервис | Для каких целей больше подходит | Стоимость в месяц | Бесплатный период |
Bot Kits | Для сценариев диалогов с глубокой вложенностью | От 390 ₽ | 7 дней |
BotTap | Для быстрого старта продаж товаров или услуг | От 690₽ для бизнеса, от 99₽ для личного использования | 7 дней |
SaleBot (+ по промокоду inscale 7 дней тестового доступа) | Универсальный | От 899 ₽ | 3 дня + есть бесплатный тариф на 50 сообщений в сутки |
BotHelp | Универсальный, с набором шаблонов для разных бизнес-задач | От 990 ₽, если у Вас до 1000 подписчиков | 14 дней |
MyBotan | Для создания продуманных автоворонок и сегментации клиентов | От 990 ₽ | До 30 клиентов |
TextBack | Универсальный | От 2 500 ₽ на 1000 подписчиков, но оплата доступна сразу на год | 14 дней |
Aimylogic | Универсальный | От 5 900 ₽ на 1000 пользователей. Стоимость тарифа зависит от количества пользователей, минут распознавания и синтеза речи | До 100 пользователей |
LessonDelivery | Для создания учебных курсов и инфопродуктов | От $69,99 на неограниченное число учеников | До 150 пользователей (учеников) |
Возможности конструкторов
То, насколько умным может быть чат-бот для Telegram, зависит от возможностей конструктора. Разберем на практике основную функциональность сервисов из таблицы выше.
1. Диалоги
Представим, что у нас интернет-магазин воздушных шаров, и создадим для него тренировочного бота. Запрограммируем его, чтобы он спрашивал у пользователя, является ли тот клиентом магазина — и в зависимости от ответа предлагал оставить отзыв или посмотреть каталог. Поможет в этом функция диалога.
Диалоги задают алгоритм взаимодействия с пользователем. Поддерживать общение с человеком — это главное, что должна уметь чат-программа, созданная в любом из конструкторов.
Взаимодействовать с ботом можно кликом по кнопке или текстовым сообщением — для программы это триггеры, которые заставляют ее по-разному реагировать и запускают цепочку следующих сообщений.
В Bot Kits диалог строится с помощью блок-схем, в которых можно задать логику разговора, добавляя определенные правила. Для начала создадим приветственное сообщение, которое программа-помощник будет отправлять по триггеру start.
После укажем правила: по ответу (триггеру) пользователя «да» показывать просьбу об отзыве, а по ответу «нет» — кнопку «Каталог» с переходом по внешней ссылке.
Бот умеет отправлять не только текстовые сообщения, но и прикреплять файлы, изображения, аудио, видео, кнопки и перенаправлять по ссылкам. Еще можно задать время задержки следующего сообщения или указать боту, чтобы он подождал, пока пользователь ответит. Построив логику диалога в конструкторе, тестируем, что получилось.
Отзыв пользователя попадает в CRM сервиса. Рассмотрим эту возможность подробнее.
2. Сбор данных и CRM
Одна из важных задач чат-программы — собирать и бережно хранить данные о пользователе, полученные в ходе диалога. Боты умеют запрашивать и записывать во внутреннюю CRM конструктора любые текстовые и контактные данные пользователя, его обращения, ответы на вопросы и заявки.
Например, если в нашу схему в Bot Kits добавить блок сохранения данных, отзыв пользователя попадает в CRM-систему, которая в конструкторе представлена таблицей с настраиваемыми полями.
3. Продажа несложных товаров
Научим бота продавать три вида шариков и отправлять оптовый прайс на email клиента. В админ-панеле BotTap перейдем во вкладку «Диалоги», создадим приветственное сообщение и добавим кнопки меню. В этом конструкторе Вы проектируете по принципу drag and drop: перетаскиваете мышью подходящий блок из палитры справа в нужное место и редактируете.
Приветствие создаем с помощью блока «Текст», разделы меню — с помощью одноименного блока. Можно выставить задержку сообщений бота.
Чтобы создать товары, переходим на вкладку справа — «CRM интернет-магазина», а затем — в «Товары». Сервис дает возможность заполнить описание продукта, загрузить его изображение и назначить цену.
Вернемся на страницу «Диалоги», выделим в нашем блоке с меню «Каталог» и добавим из правой палитры блок «Интернет-магазин».
Перейдем в чат и потестируем, что получилось. После приветствия бота выберем «Каталог» и добавим в корзину красный шар.
Можно научить бота запрашивать адрес и телефон покупателя при оформлении заказа — данные попадут в CRM интернет-магазина. В настройках платформы есть опции заказа с оплатой или без. Для теста выбираем последнюю.
Протестируем в чате оформление заказа: введем адрес и телефон. Затем проверим, появился ли заказ в CRM конструктора.
4. Прием платежей и интеграция по API
В конструкторах обычно есть возможность интеграции по крайней мере с одним платежным сервисом. Вернемся нашему боту и рассмотрим функцию оплаты на примере того же BotTap.
Заходим в настройки блока «Интернет-магазин» и включаем опцию приема оплаты. Система предлагает выбрать платежный шлюз, который подключается на одноименной вкладке.
Кроме платежных платформ, некоторые конструкторы чат-ботов позволяют подключиться к другим внешним сервисам по API (например, к Битрикс24, Google Analytics, MailChimp и пр.).
5. Отправка файлов на email пользователя
Также можно научить обота отправлять любые документы (книги, чек-листы и т.д.) на email клиента. В BotTap это можно сделать с помощью блока «Электронная почта». Добавим его в наш конструктор диалога.
Протестируем в чате:
6. Рассылки
Бот может не только отправлять сообщения, письма и файлы по запросу пользователя, но и делать автоматизированные рассылки. При этом можно построить довольно глубокую логику, сегментировать и фильтровать аудиторию по поведению.
Вернемся к нашему боту и научим его спрашивать покупателя, не осталось ли у того каких-нибудь вопросов, через 20 минут после последнего действия пользователя.
Воспользуемся для примера платформой Bot Kits. Выберем в админ-панели вкладку «Рассылка» → «Реакция на сообщение».
В настройках зададим правило — посылать сообщение после последнего действия клиента — и укажем время отправки. Пусть наш бот не только вежливо интересуется, не осталось ли вопросов у покупателя, но и передает ответ менеджеру. Отметим это в настройках рассылки: в Bot Kits для этого нужно указать переменную, в которую будут записываться сообщения пользователей.
Протестируем рассылку в чате нашего бота: сообщение пришло ровно через 20 минут после взаимодействия.
А что, если пользователь не хочет общаться с искусственным интеллектом и настойчиво требует, чтобы в чате ему ответил живой человек?
7. Переключение диалога на оператора
Функцию приглашать в чат сотрудника поддерживают не все конструкторы, поэтому узнавайте об этой возможности заранее.
Мы же рассмотрим ее на примере сервиса LessonDelivery. Он заточен для создания учебных курсов и других информационных продуктов. Забегая вперед, скажу, что один такой я создала для нашего тренировочного бота. Разберем создание курсов чуть позже, а пока рассмотрим, как работает переключение на оператора.
В админ-панели конструктора на вкладке «Боты» перейдем в настройки созданного бота и включим кнопку «Задать вопрос».
Запустим чат-бота и увидим, что в диалоге кнопка выглядит как один из разделов меню. Зададим вопрос в чате от имени пользователя, а затем перейдем в интерфейс оператора и ответим на него. Хотя в примере вышло, что это одно и то же имя.
А теперь вернемся к шагу, который пропустили, и создадим для нашего магазина воздушных шаров курс по оформлению праздников.
8. Создание курсов
Если Ваша деятельность связана с информационным бизнесом, эта возможность чат-бота будет более чем актуальна. Но и для других ниш создание и продвижение своего инфопродукта может быть частью digital-маркетинга.
Представим, что маркетолог нашего интернет-магазина посоветовал запустить курс по оформлению праздников с помощью воздушных шаров. Создадим для этой цели программу-помощник в конструкторе LessonDelivery.
В админ-панели выберем вкладку «Боты» и зайдем в редактирование уже созданной программы. Затем перейдем в «Системные фразы» и научим бота вести диалог с пользователем: напишем приветствие, текст для раздела FAQ, описание курса и т.д.
Затем создадим сам курс. Для этого на вкладке «Боты» зайдем в «Список курсов». Можно сделать курс бесплатным, а можно установить стоимость и подключить прием платежей.
Потом добавим один этап для курса, в котором будем отправлять пользователю учебные материалы в формате pdf. В настройках можно указать, отправлять материалы в заданное время или моментально, по email или в чат, с отчетом или без. Наш бот будет отсылать файл моментально, сразу в чат.
Зайдем в чат и проверим, что получилось. Выбираем в меню «Курсы» — получаем материал.
Чат-бот для нужд маркетинга готов — можно запускать и собирать аналитику для оценки эффективности и корректировки стратегии продвижения. Все нужные данные можно посмотреть в специальном разделе.
9. Статистика
Платформы хранят сведения об активности пользователей: пройденных курсах, отправленных сообщениях и прочих данных, которые важны для аналитики эффективности чат-бота.
Блок статистики в конструкторах обычно представлен в виде графиков, диаграмм или таблиц. Например, в Bot Kits можно переключить визуальный интерфейс в табличный и скачать статистику в формате xls или csv.
Cоветы и лайфхаки
У каждого из рассмотренных нами конструкторов есть как общие возможности, так и уникальные фишки. Однако я хочу поделиться советами, которые можно применить для Telegram-бота, созданного в любом сервисе.
- Выбирайте сервис, заточенный под Ваши задачи. Например, для быстрого запуска дополнительного канала продаж зарегистрируйтесь на платформе, которая предлагает загрузку товаров, CRM, прием платежей и т.д. Это есть у BotTap, BotHelp, Aimylogic;
- Найдите в конструкторах готовые шаблоны, если нет времени проектировать чат-бот с нуля. Обычно в каталоге есть варианты под самые разные категории бизнеса. Например, в BotHelp есть сценарии для техподдержки, вебинаров, квизов и т.д.
- Заполните описание бота так, чтобы у пользователя не осталось вопросов, куда он попал и зачем ему этот чат. Это делается через команды в @BotFather. «/ Setabouttext» отображается в описании профиля, а «/ Setdescription» расскажет, что умеет бот, еще до его запуска;