Сегодня WhatsApp – самый популярный мессенджер в мире, им ежедневно пользуется один миллиард человек. По данным AppAnnie и Mediascope, в России он также занимает почетное первое место – его аудитория составляет 27 миллионов пользователей. На втором – Viber с 20 миллионами, и замыкает тройку Telegram, у которого, согласно данным Павла Дурова, 15 миллионов поклонников.

Нельзя не упомянуть и iMessage. По данным ретейлеров, в России 20 миллионов iPhone, соответственно, можно предположить, что эти 20 миллионов человек пользуются мессенджером iMessage.

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

История WhatsApp

WhatsApp основал выходец из СССР, уроженец Киева, Ян Борисович Кум. Он никогда не был сторонником агрессивной монетизации сервиса и появления в нем официальной рекламы. Поэтому? когда вопрос рекламы был поднят Марком Цукербергом, Кум оставил должность генерального директора и покинул компанию. С этого момента и началась активная монетизация WhatsApp.

Как известно, больше всего приложением пользуются жители стран третьего мира – Латинской Америки, Азии и России, там WhatsApp стал дешевой заменой СМС. IMHO, по сравнению с Telegram он гораздо менее удобен. К примеру, у него очень сложная процедура добавления человека в чат – нужно сначала занести в адресную книгу его контакт. Чтобы WhatsApp беспроблемно работал на десктопе, пользователю время от времени необходимо подтверждать его использование на мобильном телефоне. Максимальный объем файла, который можно передать через WhatsApp, составляет всего 128 Мб, это, конечно, весьма скромно по сегодняшним меркам и по сравнению с 1 Гб в Telegram.

 

Рекламное размещение

В западной digital-тусовке говорят, что в ближайшее время между диалогами WhatsApp появятся рекламные плейсменты. К примеру, между диалогом с мамой и диалогом с подругой разместится рекламный баннер. Вследствие чего в рекламном кабинете Ads Manager (на Facebook) появится новая площадка для размещений – WhatsApp. О том же сообщает и пресс-служба сервиса: WhatsApp уже протестировал на фермерах из штата Огайо рекламу умного ошейника для коров. И, по заявлению Facebook, реклама показала хорошие результаты. Делаем вывод: WhatsApp, принадлежащий компании Facebook, собирает данные о роде деятельности (в нашем случае, фермерстве) и геолокации пользователя – те самые параметры таргетирования, которые будут задействованы в настройках WhatsApp.

Итак, в конце лета компания выпустила два больших бизнес-инструмента: это WhatsApp Business API для бизнеса и WhatsApp for business.

WhatsApp Business API

Теперь мессенджер официально предоставляет возможность крупным брендам отправлять массовые уведомления и переписываться со своими клиентами.

По данным Reuters, cтоимость каждого доставленного сообщения составит от 0,5 до 9 центов в зависимости от страны, или в пересчете на рубли – от 30 копеек до 5,6 рубля (то есть дороже СМС-уведомлений в два раза).

Для сравнения: расценки на рассылку СМС и Viber:

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

Что такое WhatsApp Business API? Это возможность делать массовые сервисные рассылки, некоторые из них – с промо-элементами: «Спасибо за покупку», «Курьер будет завтра», «Спасибо за покупку – получите промокод» или «У нас акция, распродажа, скидка, новая линейка товаров» и так далее.

К сожалению, этот инструмент могут использовать не все. В США доступ к нему получили лишь несколько крупных компаний и WhatsApp уже опубликовал на своем сайте отзывы UBER, Booking.com и других известных брендов о Business API. В России возможность оценить новый функционал сегодня есть только у «Альфа-банка».

Если вы работаете в большом бизнесе, то вот ссылка, по которой ваша компания может подать заявление в WhatsApp на подключение сервиса Business API. По словам экспертов TechСrunch, у этого бизнес-инструмента очень интересная модель монетизации: если компания отвечает клиенту позднее, чем через 24 часа, сообщения становятся платными. А если ответ приходит быстрее – то бесплатными.

Интересно, что ВКонтакте использует обратную модель: компания платит за первое сообщение, и если человек вступает в переписку, то она становится бесплатной.

WhatsApp for business

Самый важный инструмент, который WhatsApp создал за последний год, называется WhatsApp for business. Он создавался для владельцев малого бизнеса (о чем прямо написано на лендинге) и поэтому доступен всем без исключения. Любой предприниматель может создать официальную страницу в WhatsApp for business. По данным того же TechСrunch, этим бесплатным приложением уже пользуются 3 000 000 малых и средних компаний.

Перейдя по ссылке, вы можете познакомиться с платформой WhatsApp for business: увидеть основные функции сервиса и кнопку «Cкачать для Android». К сожалению, сегодня этот инструмент существует только в андроидной версии. Поскольку WhatsApp популярен в странах третьего мира, в первую очередь разработчики выпустили версию для относительно недорогих девайсов. WhatsApp for business внешне напоминает WhatsApp, но это отдельное приложение, разработанное для бизнес-аудитории.

Что ждет нас на той стороне регистрации?

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

Обложка. Название. Бизнес-аккаунт. Вы увидите серое «колесико» с вопросом, геолокацию и категоризатор (то, чем вы занимаетесь). Точно такой же, как у Фейсбука. Я предполагаю, что категоризатор и ключевые слова вашего бизнес-аккаунта WhatsApp будут в дальнейшем использоваться в таргетированной рекламе, которая объединяет приложение с другими продуктами компании Facebook – такими, как Messenger и Instagram.

Какие функции предлагает WhatsApp for business? Во-первых, это приветственное сообщение – вы сами можете его настроить. К примеру, если ваши пользователи 14 дней ничего не писали в WhatsApp, то система будет автоматически отсылать им приветственное сообщение – а дальше вы сами придумаете коммуникацию, чтобы вернуть покупательский интерес.

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

Во-вторых, в бизнес-версии предусмотрен сервис быстрых сообщений. И если за границей компании уже активно пользуются быстрыми сообщениями в аккаунтах Facebook и Instagram, то в России они только начинают появляться. Эта функция – незаменимая вещь для тех, кто работает в розничной торговле, с заказами. Почему? Потому что покупатели обычно задают типовые вопросы – интересуются условиями доставки или размерами. Вы можете настроить несколько быстрых типовых ответов в приложении и отвечать пользователям одним нажатием.

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

Три другие полезные функции бизнес-аккаунта:

  • Статус. Напомню, что статусом в WhatsApp называются stories – короткие видео или фото, автоматически исчезающие через 24 часа. У WhatsApp самые популярные stories в мире – их просматривают 450 миллионов человек. Статусы есть и в обычных, и в бизнес-аккаунтах. В них в течение 24 часов вы можете демонстрировать товар, услугу или специальное предложение, актуальное для вашей аудитории.

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

  • Статистика отправленных, доставленных и полученных сообщений. KPI (англ. «ключевые показатели эффективности») – это главные метрики успешности вашей рекламной кампании в WhatsApp. Если поделить количество прочитанных сообщений на количество отправленных, то мы получим показатель как в email-рассылках или рассылках ВКонтакте/Facebook.Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство
  • Ярлыки. Приложение дает возможность сортировать клиентов в чате по пяти направлениям. У каждого направления (ярлыка) свой цвет.

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

Бизнес-группа. Кроме аккаунта компании, сервис разрешает создавать бизнес-группы – с красивой обложкой, заголовком, описанием.

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

К сожалению, в группу можно включить (по-прежнему) только 256 участников. К счастью пользователей, теперь стало возможным превращать бизнес-группу в канал, чтобы беседа не походила на бесконечный флуд. Как в нормальном паблике, писать в него могут только администраторы.

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

 

Важно! Эти функции появились не только в Whats App for business, но и в обычном WhatsApp, и в том числе для iOS.

Рассылка. В WhatsApp есть еще одна форма коммуникации с потенциальными или существующими клиентами – это рассылка. Увы, но на нее распространяется то же ограничение на 256 участников. Правила работы просты: компания может отправить рассылку только тому, кто внес ее в свой список контактов.

Важное дополнение. WhatsApp позволяет сгенерировать ссылку на группу и использовать ее в рекламе, email-рассылках и других каналах продвижения. Вы даже можете сделать ссылку вида wa.me/ваш-номер-с-семерки-без-плюсика-и-пробелов. Например, wa.me/79681867794. Кликнув по такой ссылке, пользователь сразу «проваливается» в чат с тем, чей телефонный номер указан.

 

P.S.: TechСrunch также рассказывает, что в ближайшем будущем мы сможем запускать рекламу в фейсбуке с WhatsApp-кнопкой.

 

Как вести бизнес в WhatsApp: подробное руководство

Какие выводы можно сделать?

  1. WhatsApp for Business – инструмент, который дает классные возможности малому и среднему бизнесу уже сейчас, причем совершенно бесплатно. Ради этого можно купить простенький Android, если у вас его нет.
  2. WhatsApp Business API подойдет только федеральным гигантам? и то только после того, как они установят нормальные, конкурентоспособные цены для РФ.
  3. Скорее всего, в ближайшее время официальная таргетированная реклама в WhatsApp станет для России одним из самых важных рекламных инструментов в принципе. 

 

Автор статьи: Павел Гуров.

 

0 CommentsClose Comments

Leave a comment