Анализ спроса, оказывается, не такая запутанная вещь, если подойти к ней, имея определенные инструменты, — чтобы справиться, не нужно даже отдельного человека в штат нанимать. В этой статье я расскажу, как исследование спроса поможет предпринимателю:
- найти хорошую нишу для развития бизнеса за несколько часов;
- создать маркетинговую стратегию не на основании «Мне кажется, что..», а на основе данных, и выиграть;
- принять решение, стоит ли создавать сайт в интернете, если ты чинишь (а не разгружаешь!) вагоны.
АНАЛИЗИРУЕМ ЗА СЧИТАННЫЕ ЧАСЫ, КАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТЬ
К нам обратился клиент, который набрал в штат профессионалов активных продаж, чтобы они приступили к работе с понедельника. Их задачей было обзвонить 50 ниш, чтобы предложить услуги SaaS сервиса, что-то вроде Callbackhunter с CMS внутри. Нам нужно было выяснить, куда им звонить в первую очередь, а значит ответить на вопрос, в какой нише SaaS сервис окажется наиболее востребован? Медицинские центры или ремонт авто? А может, сервис обратного звонка нужнее всего саунам?
ИЗ-ЗА ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ (ОДИН ВЕЧЕР НА АНАЛИТИКУ) МЫ ПРИМЕНИЛИ МЕТОД ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА РЫНОЧНЫХ НИШ:
- выгрузили из сервиса данные по базовым запросам тематик;
- оценили объем трафика в нише, количество денег;
- определили среднюю цену клика и другие параметры в 50 нишах.
ДЛЯ ЭТОГО МЫ:
- Взяли все запросы, которые есть, и собрали их с помощью сервиса (например, Spywords — вводим «салон массажа» и получаем блок запросов);
- Почистили поверхностно по 0 частоте и цене клика (фильтрация без прочтения заняла примерно час);
- Экспортировали данные в Excel;
- Вычислили формулами сумму трафика, среднюю цену клика и суммарный размер бюджетов. В результате получили оценку параметров каждой ниши из 50:
ВЫВОД:
Оказалось, самая перспективная для работы ниша — это компьютерные курсы. Именно здесь мы зафиксировали максимальные трафик, цену клика и суммарный размер бюджетов — эти показатели говорят о наличии денег в нише, о том, что в ней рекламодатели бьются за трафик, вкладывают значительные бюджеты, и есть большой спрос на их услуги.
Аутсайдером среди 50 ниш оказалась тематика клубных яхт — в ней трафик минимальный, самый дорогой клик, а также мало денег.
СЕМЬ РАЗ ПРОМОНИТОРЬ: ИЗУЧАЕМ СПРОС НА РЕМОНТ ВАГОНОВ
Один наш клиент имеет офлайн-бизнес в железнодорожной отрасли. Перед тем, как вкладываться в интернет-маркетинг, он решил изучить спрос на свои услуги в сети. У него есть 4 направления работы:
- Ремонт и обслуживание вагонов;
- Продажа запчастей;
- Промышленная логистика;
- Модернизация вагонов.
Самое маржинальное — это услуга по ремонту и подготовке вагонов к погрузке. Товары идут как ассортимент для совершения основной сделки.
КЛИЕНТ ХОТЕЛ УЗНАТЬ:
- есть ли спрос на ремонт вагонов в cети;
- какие услуги пользуются спросом, а какие нет.
КАК МЫ КЛАСТЕРИЗОВАЛИ (РАЗДЕЛЯЛИ ЗАПРОСЫ):
- Первый разделитель семантики — это:
-
- ремонт и обслуживание вагонов;
- продажа запчастей;
- промышленная логистика;
- модернизация вагонов.
-
- Второй — предназначение вагона:
- грузовые (промышленные) вагоны;
- пассажирские вагоны;
- электровозы и тепловозы;
- Третий разделитель — по видам вагонов:
- Для грузовых вагонов — это:
- полувагоны;
- цистерны;
- платформы;
- крытые вагоны;
- вагоны-самосвалы (думпкары);
- рефрежираторные вагоны;
- вагоны-ледники;
- вагоны-термосы.
- Для пассажирских вагонов — это:
- спальный вагон;
- купейный вагон;
- плацкартный;
- сидячий;
- общий;
- премиум вагон.
- Для тепловозов и электровозов, паровозов — это:
- магистральные;
- маневровые.
- Для грузовых вагонов — это:
- Последний разделитесь — по виду услуги:
- ремонт колесных пар;
- замена сцепного устройства;
- технический ремонт 1 (ТР-1);
- промывка цистерны;
- деповской ремонт;
- f. антикорозийная обработка подвижного состава.
ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ?
- Собрали весь спрос — 144 тыс. фраз;
- Очистили запросы от «мусора» и получили 24 тыс. фраз для ~3000 страниц;
- Согласовали с бизнесом подходящих 12 тыс. фраз для ~1600 страниц.
ВЫВОДЫ, К КОТОРЫМ МЫ ПРИШЛИ:
- Услуга оказалась востребованной в сети;
- Спрос высокий: мы зафиксировали тысячи запросов;
- Если создать с учетом семантики, можно сразу получать трафик и лиды из поисковых систем.
ЧТО ЕЩЕ ВЫЯСНИЛИ ИНТЕРЕСНОГО?
В пассажирских вагонах простые кипятильники в 10 раз чаще ломаются, чем высоковольтное оборудование вагона, а в грузовых — тележки ломаются в 10 раз чаще чем автосцепка.
РЕЗЮМЕ:
Спрос — это слепок общественного сознания. И если правильно его анализировать, можно найти массу инсайтов:
- определить перспективность бизнес-ниши и найти ответ на вопрос «Какое направление стоит открыть/развивать»
- составить стратегию, которая учитывает динамику рынка, сезонность спроса;
- понять, какие услуги или товары востребованы больше.